Красный террор против крестьян.

100 лет назад в Сепыче подавлено восстание крестьян против большевиков. В центре Павловского установили памятник красным карателям, уничтожавшим крестьян в Сепыче.

 

 

 

 

 

 

 

 

   В центре Павловского установили памятник красным карателям, которые согласно архивным данным принимали  участие в уничтожении крестьян в селе Сепыч.  Надпись на бетонной плите гласит: «Память о борцах революции вечна жива 1918-1920». Что же произошло такого выдающегося в эти годы в России и чем отличились данные герои?

  Дело в том, что 19 мая 1918 года вышел декрет о продовольственной диктатуре. Ленин пишет: «Провести беспощадную террористическую войну против крестьянства и иной буржуазии удерживающей у себя излишки хлеба".

   27 мая 1918 года создаются первые карательные продовольственные отряды, в них набирают рабочих заводов. Против деревни и простых крестьян была брошена вооруженная карательная армия из 75000 солдат. Организуются интернациональные бригады из 30000 человек во главе с отъявленными коммунистами.

   Грабительская политика большевиков почти сразу привела к крестьянским волнениям. Первая вал крестьянских восстаний началась в 1918 г. и постепенно распространилась по всей стране. По официальным данным ВЧК только с июля по ноябрь в краю вспыхнуло 108 так называемых «кулацких мятежей». За весь 1918 г. «только в 20 губерниях Центральной России вспыхнуло 245 крупных антисоветских мятежей». Полыхало в Тверской, Тульской, Калужской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Витебской, Смоленской, Казанской, Воронежской, Рязанской и Тамбовской губерниях.

                     Сепычевское восстание,август 1918 год.

 

 

  В селе Сепыч были  большие земельные наделы, крестьяне выращивали много скота, процветали хуторские и частные хозяйства. Среди северозападных  волостей, уступавших доходности хозяйству богатому югу Оханского уезда, оно являлось исключением. В селе проживало немало купцов и предпринимателей, преимущественно по обработке кожевенного сырья.

 

 

 

 

 

 

 

  Живущие традиционным бытом крестьянское население не приняло революционных событий 1917 года, и до лета 1918-го в селе сохранялась выборная земская власть. Бесчинства продотрядов и комбедов, пытавшихся изменить привычный жизненный уклад, не могли не вызвать ответных действий со стороны сепычевцев. Такого отношения к Советам придерживалась большая часть крестьянства Оханского уезда. Так, в селе Буб,  расположенном недалеко от Сепычей, в июне 1918 г. на волостном собрании было заявлено: «Нужно нам выбрать совет, этих коммунистов не допускать… Нам не нужно антихристов, нужно православных людей».

   Еще в начале июня 1918 г. у Сепычевского волсовета произошел конфликт с Красно-Верещагинским советом, в который входили исключительно большевики.

  На заседании Сепычевского волисполкома было принято постановление, в котором говорилось о непризнании власти Верещагинского совета и недопустимости в дальнейшем пребывания верещагинских красногвардейцев на территории Сепычевской волости. В этом постановлении, в частности, было записано: «А если подобные явления повторятся, то население не остановится ни перед какими мерами в оказании им сопротивления».

  Таким образом, перед нами открывается следующее видение сепычевских событий в июне-августе 1918 года.

  1 июня в село Сепыч прибыл отряд Красной гвардии с целью установления коммунистического порядка. Однако своими действиями отряд терроризировал население Сепычевской волости: производились незаконные реквизиции, жителей избивали, вели беспорядочную стрельбу. Бесчинства коммунистов не могли не вызвать ответных действий со стороны крестьян.

  Тем временем к августу 1918 г. к реке Каме на ее протяжении от Казани до Осы подошли белые войска, и 6 августа под ударами Чехословацкого Корпуса и Народной армии пала Казань. Возникла угроза вытеснения красноармейцев с занятых позиций, и большевики были вынуждены прибегнуть к широкой мобилизации. Первыми против мобилизации в Красную армию восстали рабочие  Ижевского и Воткинского заводов.  7 августа вспыхнул крупный мятеж: мобилизованные рабочие отказались идти на фронт.  Ижевско-Воткинское восстание было широко поддержано и крестьянством Прикамья, доведенным до отчаянного положения продовольственной политикой большевистского правительства.

  15 августа 1918г. о мобилизации в Красную армию было объявлено в Пермской губернии. Это стало последней каплей, переполнившей народное терпение. Неожиданно для большевиков в целом ряде волостей Оханского уезда прошли митинги, начались мятежи мобилизованных. В селе Сепыч призыв крестьян в Красную армию тоже послужил толчком к началу восстания. Сами сепычевцы так в последствии описывали происходящее в селе:

 «Уже с начала лета минувшего года у местных крестьян вызревала ненависть против красной армии, которая у нас образовалась из незажиточных, мало сознательных крестьян, превративших часть волости в коммуну. Люди, знающие Бога и совесть и видящие зло законопреступников, в связи с грозившей им со стороны Советов мобилизацией и не хотевшие выдать своих детей в ряды красной армии, составили тайную организацию с целью разоружить местную красную армию».

 17 августа стоявший в Сепыче отряд Красной гвардии под командованием Тунева ушел в село Кулига Вятской губернии. Воспользовавшись моментом, сепычевцы в тот же день сошлись на собрание. Православные и старообрядцы, забыв прежнюю вражду, нередко доходившую до драк, объединились в борьбе за возврат старых порядков. Селяне избрали руководителей  сопротивления, затем объявили о создании отдельного полка Народной армии для защиты села и о мобилизации в него мужского населения. На окраине Сепыча сразу же выставили заставы, а в сторону Кулиги навстречу красноармейцам отряда Тунева выставили один из своих отрядов с целью не пропустить их к селу. Отряд сепычевцев поспешил разоружить оставшихся в Сепыче красногвардейцев . Селяне учинили над большевиками расправу, многих из них согнали в амбар.

 Возвращавшийся в село отряд Тунева, уступая сепычанам в превосходстве силы, с боем отступил и отказался от активных действий против крестьян. Это позволило восстанию беспрепятственно расшириться дальше.

  К 19 августа Сепычевцев поддержали Бубинская, Серафимовская, Екатерининская, Кулижская, Новопутинская, Токаринская, Денисовская, Вознесенская и Болезинская волости. В них были организованы отряды примерно по 100 человек, которые стягивались к Сепычу. Благодаря подготовке восстания, - писала газета «Свободная Пермь», - крестьяне стали сбегаться со всей волости. Были приглашены в помощь и соседние волости , крестьяне которых, узнав о том, что у нас происходит, сбежались к нам на помощь из своих деревень».

  После возвращения власти первым постановлением сепычевцев, как правило, были отмена мобилизации в Красную армию и продразверстки. В Сепыче из разбитой кооперативной лавки бесплатно выдавались некоторые товары. Для помощи беднейшим семьям, помимо денег, была организована выдача хлеба в количестве от 1 до 10 пудов на семью.

  Тем временем под влиянием восстания в Ижевске и Воткинске восстали крестьяне многих населенных пунктов Сарапульского, Глазовского и Малмыжского уездов. Продвигаясь в тыл большевиков, передовые ижевско-воткинские отряды восставших рабочих уже находились в 50 верстах от железнодорожной линии Глазов – Верещагино, где действовали разъезды сепычевских повстанцев. В случае дальнейшего продвижения и соединения восставших ижевцев и сепычевцев вся пермская группировка Красной армии оказалась бы отрезанной от центра страны.

 Осознавая опасность народного сопротивления, большевики стянули для его подавления свои последние резервы – отряды рабочих из Очера, Павловска, Мотовилихи, и даже интернациональную роту финнов из Перми. Продвигаясь к Сепычу, красногвардейские отряды охватывали его полукольцом.


 








  21 августа в 4 часа утра отряд коммунистов «северных» волостей попробовал с ходу взять Сепыч.

«На третий день на рассвете,-сообщала «Свободная Пермь»,-коммунисты сделали вооруженный налет силой около 100 всадников, при поддержке некоторого количества пехоты. Они попытались ворваться в село, но успеха не имели. Мы встретили их ружейным огнем с трех сторон. Бой длился до 10 часов утра, после чего они отступили, оставив на поле битвы убитых и раненых, потерпев громадные потери».

 На протяжении всего дня 21 августа к Сепычу подтягивались отряды Красной гвардии, с обеих сторон велась позиционная перестрелка.

 Штаб и наблюдательный  пост Сепычевского полка Народной армии расположился в здании Сретенской церкви, с колокольни которой во время боя ударом колокола подавались условные сигналы.

  Такая тактика не могла укрыться от глаз большевиков. Член Пермской ЧК Воробцов писал в своем докладе: «Один характерный случай, который нельзя не отметить, как священник Сепычевской церкви звонил в колокола во время боя. Звон этот означал: два раза – отступать, а три – наступать, то есть церковь, в которой он так много проповедовал, сделал наблюдательным пунктом для сигнализации».

  Рано утром 22 августа к Сепычу с Юга подошли отряды красноармейцев  и артиллерии из Перми, Оханска и со станции Верещагино. Еще вечером 21 августа в рядах сопротивления стало заметно некоторое брожение, высказывались пожелания о прекращении восстания. К тому же участники восстания испытывали острую потребность в оружии – половину вооружения составляли лишь колющие и режущие предметы: железные пики, ломы и кистени.

    Агитаторами против продолжения сопротивления было написано письмо к жителям села и окрестных деревень, в котором говорилось: «Мы, граждане, насильно согнанные, воевать против советской власти не хотим. Мы сложим оружие и разойдемся по домам».

  Таким образом удалось сагитировать роту колебавшихся крестьян в деревне Федосеевка, и в ночь на 22 августа они двинулись к сельскому амбару, в котором находилось до 100 человек пленных красноармейцев. Освободив и вооружив красных арестантов, объединенная толпа двинулась к штабу. Многие руководители крестьянского восстания были обезоружены и задержаны. Оказавшись в полном окружении и практически без руководства, а также узнав о подходе отряда красных из Оханска, вооруженного артиллерией и пулеметами, крестьяне , бросая оружие, стали расходиться по домам.

  Днем 22 августа отряды красных карателей без сопротивления вступили в Сепыч.

   25 августа из Перми приехал отряд Губчека со следственной комиссией, которой было проведено расследование по факту антисоветского восстания.

  Тот же Воробцов докладывал большевистскому руководству:

«Когда нами был занят Сепыч, то мною произведен арест зачинщиков и участников контр-революционного выступления, для производства следствия был вызван из Перми следователь Чрезкомиссии т.Комсомольцев, который организовал в Сепыче Чрезвычайно-Следственную Комиссию…Комиссия по ее соорганизованию приступила к немедленному следствию, розыску убитых товарищей и установлению главных зачинщиков контр-революционного выступления.


 








  Следственная комиссия вынесла несколько постановлений о расстреле 83 человек. Приговоры были приведены в исполнение тут же на месте. Расстреляны были кулаки, попы и офицеры».

                                Священномученик Иоанн Бояршинов.

  В отношении священника Иоанна Бояршинова 2 сентября 1918 г. члены Чрезвычайной следственной комиссии вынесли следующие постановление:

 «Рассмотрев дознание о контрреволюционном восстании в селе Сепыч, где выяснилось, что в контрреволюционном выступлении участвовал священник местной церкви Бояршинов. Так как колокола церкви все время восстания били набат, давали на них условные знаки отступления и наступления, одним словом из колокольни был устроен наблюдательный пункт. Священник открыл церковь и позволил устроить из нее наблюдательный пункт, кроме того и сам был участником контрреволюционного выступления белогвардейских банд.

  Принимая во внимание, что такого рода лица не должны существовать в Советской Федеративной Республике, как идущие против народа, постановили; гр-на Бояршинова объявить вне закона и расстрелять».

4 сентября 1918 года священник Иоанн Бояршинов был расстрелян.

Вечная память.


 








   Сами сепычане так писали по этому поводу в газете «Свободная Пермь»:

  «Руководителям частью удалось скрыться, некоторые расстреляны руками предателей-коммунистов. Некоторым удалось бежать через Ижевский фронт на сторону Народной армии. Многие местные крестьяне понесли контрибуцию путем обложения. Зверски был расстрелян священник села Сепыч. Светлая память честным мученикам, павшим от рук предателей».

P.S. В связи с трагическим событиями в селе Сепыч и массовым уничтожением крестьян возникает вопрос к тем людям, которые устанавливают памятники красным палачам, оправдывая тем самым массовый троррор пртив русского народа: может быть вам заодно установить памятник террористам Дудаеву, Басаеву, Хаттабу или сразу же Петру Порошенко, ведь они тоже за идею народ уничтожали?

9 июня 2016 года в праздник Вознесения Господня по благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Кудымкарского и Верещагинского, на предполагаемом месте казни священномучеников Алексия Очерского и Иоанна Сепычевского в селе Сепыч Верещагинского района был поставлен и освящен поклонный Крест.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовлен по книге:"Собор святых в земле Пермской просиявших". Составитель монахиня Сергия Королева".

 

 

 

 

Дата новости: 30.11.2018




 
Пермский край,Очерский р-н, п.Павловский, 617160, ул.Октябрьская,3, 8-34(278)3-37-15