Первая деревянная Петропавловская церковь в Павловском заводе по сообщению летописца Очера Г.Е. Каменских была заложена 6 октября 1843 г., а 29 июня 1844 г., в день Святых Апостолов Петра и Павла, она была освящена. Эта первая деревянная церковь сгорела 1 мая 1861 г., от удара молнии. Из пылающей церкви удалось вынести престол.  

          В 1862 г. вновь была построена на средства графини Н.П. Строгановой, и освящена 8 июня 1862 г. церковь во имя Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. По описанию «церковь зданием деревянная на каменном фундаменте с деревянной колокольней над папертью, пятиглавая, крыта железом; крепкая, но малопоместительная; внутри и снаружи церковь была оштукатурена; обнесена деревянной оградой».  

          Земли при церкви не было. Причт жил в деревянных домах, построенных счетом заводовладельца. Взамен земельного надела причт получал от заводовладельца денежное содержание и продукты, а также дрова и сено: 1 священник А.П. Пономарев – 127 руб., 15 саж. дров и 150 пуд. ржаной муки; 2-й священник П.С. Осокин – 113 руб., 15 саж. дров и 150 пуд. ржаной муки; диакон Н.Г. Порфирьев – 72 руб. 90 коп., 8 саж. дров и 60 пуд. ржаной муки; псаломщики И.И. Копытов и А.А. Мальцев по 37 руб. 50 коп., 5 саж. дров и 48 пуд. ржаной муки; кроме того, от прихожан взамен церковных сборов священникам по 140 руб., диакону 90 руб., псаломщикам по 78 руб. С церковного капитала в 1000% получались проценты 220 руб. Церковным старостой в 1908 г. состоял мастеровой Павловского зав. А.М. Каменских .

          Причт церкви по штату, утвержденному Свят. Синодом от 4 мая 1885 г. состоял из 2 священников, 1 диакона и 2 псаломщиков. В 1917 г. они получали от заводовладельца, графа С.А. Строганова жалованья: 1-й священник – 127 руб., муки ржаной – 150 пуд., дров – 15 саж.; 2-й священник – 113 руб., муки ржаной – 150 пуд., дров – 15 саж.; диакону – 72 руб. 90 коп., муки ржаной – 60 пуд., дров – 8 саж.; псаломщикам по – 37 руб. 50 коп., муки ржаной – 48 пуд., дров – 5 саж. Жалованья казенного священноцерковнослужители с 1911 г. получали – диакон 150 руб., псаломщики по 100 руб. и священники с 1915 г. по 300 руб. Кроме того, взамен ружных сборов они получали от прихожан на весь причт – 500 руб.

   Усадебная земля под церковью вместе с погостом находилась в бесспорном владении причта, план на нее был составлен Очерским Окружным правлением графа С.А. Строганова 18 июля 1901 г. и хранился в церковном архиве. Пахотной и сенокосной земли при церкви не было.  Три деревянных дома для жилья священноцерковнослужителей были построены: в 1850 и 1873 г. на средства гр. Строгановых, и в 1890 г. на церковный счет

     Петропавловская церковь находилась в расстоянии от Пермской духовной консистории в 110 вестах, от местного благочинного в с. Острожском в 32 верстах, от уездного города Оханска в 46 верстах, от ж.д. станции Вознесенкой (Верещагино) в 31 верстах, от пароходной пристани Таборы в 22 верстах,  от Очерской Почтовотелеграфной конторы в 9 верстах.

      Ближайшие к Петропавловской церкви: с западной стороны в заводе Очер Михайло-Архангельская, с восточной в с. Дальне-Дубровском Георгиевская в 20 верстах, с северной в с. Таборы Петропавловская в 22 верстах, и с юга в с. Больше-Сосновском в 25 верстах.

   При Петропавловской церкви в Павловском заводе была приписная церковь в д. Верх. Талица освящена 5 сентября 1876 г. во имя Свят. Бессеребренников Космы и Дамиана, в 1917 г. она была ветха и требовала ремонта; а также 6 часовен: одна часовня каменная кладбищенская, построена неизвестно когда, перестроена в 1895 г.; и в деревнях: Бурдино в 1906 г., в Н. Талицкой в 1904 г., в Тамарской в 1892 г., в Ромашевской в 1909 г., в Комендантской в 1902 г. – все деревянные.  

      В приходе церкви находились следующие учебные заведения: 2-х классная Министерства народного просвещения в зав. Павловск, учреждена в 1860-е гг.; земские: в зав. Павловск с 1884 г., на Одуе с 1902 г., в деревнях В. Талица с 1901 г., в Н. Талица с 1917 г., Боронникова с 1910 г., Ромашах с 1917 г.

    В 1918 г., после муниципализации, помещение деревянной Петропавловской церкви было передано для размещения хозяйственных организаций; в 1930-е гг. ее помещение было занято артелью «Жестянщик»; затем столовой Детского дома,спортзалом.

Строительство каменной церкви во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.  

В начале ХХ века в Очерском и Павловском заводах была проведена перепись населения, которая установила, что в заводском поселке проживало 2672 жителя. Всего в приходе Петропавловской церкви состояло 7236 душ обоего пола /вместе с населением деревень, приписанных к Павловскому заводу/. Такое количество людей не могло поместиться в небольшой деревянной церкви. Решением волостного схода было начато строительство каменной церкви. Был образован строительный комитет в состав, которого вошел священник церкви и церковный староста Андрей Максимович Каменских, который имел в то время не одну лавку с железными изделиями.

          Подряд на строительство церкви был доверен мастеру Александру Григорьевичу Лузину, который весной 1900 г. привез из Нижегородской губ. артель каменщиков строителей. Дело было новое, в Павловске до того времени не было почти ни одного кирпичного дома. Необходимо было наладить выпуск кирпича для строительства церкви

          Каменная церковь в п. Павловский была заложена 3 июня 1901 г., и освящена 23 мая 1917 г. Сооружалась она на средства прихожан и частные пожертвования. Решением схода все жители поселка и окрестных деревень обязаны были внести по 1 руб. на строительство церкви. Большие вклады были сделаны купцами Волеговыми, Усаниной, Каменским, владельцами кустарных мастерских Климовым и Старковым.

      По сообщению «Клировой ведомости» (1914 г.): «Церковь начата строением 3 июля 1901 г. В 1914 г. на церкви кончены кладка, поставлены на главы святые кресты, оштукатурена, вставлены рамы со стеклами; надлежит устройство полов, дверей, печей и иконостаса, а средств нет». 

      В 1914 г. в приходе Петропавловской церкви состояло всего 1130 дворов, в них проживало 3716 душ муж. и 3822 душ жен. пола.

    В 1916 г. на Петропавловской церкви были закончены каменная кладка, поставлены на главы святые кресты; церковь внутри была оштукатурена; вставлены рамы со стеклами; устроены полы, двери и печи.

      В 1916 г. в приходе Петропавловской церкви состояло всего 1214 дворов, в них проживало 3844 душ муж. и 3985 душ жен. пола.

  В течение трех лет, предшествующих дню освящения церкви, велись отделочные работы, были заказаны иконы у владимирских иконописцев, изготовлялись подсвечники, паникадила и мебель. Местный столяр-краснодеревщик П.Ф. Деменев изготовил иконостас. На колокольню были подняты колокола, главный из которых весил 102 пуда (или 4632 кг). Ко дню освящения состоятельные вкладчики доставили в церковь утварь, плащаницу, священные сосуды и облачения для священников. . 

  Согласно сведениям Клировой ведомости /1917 г./ каменная Петропавловская церковь «Главный храм пятиглавый, начат постройкой 3 июня 1901 г. по указанию Пермской духовной консистории 26 января 1901 г. № 859 на средства прихожан и доброхотные подаяния.

         Храм трехпрестольный: главный придел во имя Святых Апостолов Петра и Павла, боковой – северный в Память Рождества Христова, боковой – южный в честь Святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца с каменной колокольней. Церковь окончена постройкой, и освящен главный придел  во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – 23 мая 1917 г.».

История Петропавловской церкви в 1920-е гг.  Духовенство.

   Сведения, сообщенные в «Клировой ведомости Петропавловской церкви Павловского завода» за 1922 г. в общих чертах повторяют более ранние сведения по истории Петропавловской церкви,  дополняя ее в части экономического положения духовенства, которое Декретом Советского правительства «Об отделении церкви от государства и государства от церкви» было лишено государственного жалованья и других источников дохода, как то жалованья, получаемого от преподавания в училищах Закона Божьего и т.д. В 1922 г. кружечных братских доходов в Петропавловской церкви было получено: 135.647.880 руб., других источников дохода не было.

          В приходе Петропавловской церкви имелось приписных церквей – 1 и часовен – 6. Церковь в д. В. Талица была построена в 1876 г. и 5 сентября 1876 г. освящена во имя СвНа снимке священник Евгений Лесков, в верхнем ряду его супруга. Рядом с батюшкой, слева Максим Лабутин. По некоторым данным Максим Лабутин являлся старостой храма и работал в Павловском заводе. Максим Лабутин репрессирован в 1936-м году.ятых Бессеребренников Космы и Дамиана, она была ветха, и требовала ремонта. Часовни: каменная кладбищенская когда построена неизвестно, и перестроена в 1895 г.; остальные деревянные были в деревнях Бурдино в 1906 г., Н. Талицкой в 1904 г., Татарской в 1892 г., Ромашевской в 1909 г., Комендантской в 1902 г.

          Имеющиеся в приходе школы: одна министерская 2-х классная в зав. Павловске, учрежденная в 1860-е гг. и две земские: в зав. Павловском открыта в 1884 г. и на Одуе с 1902 г., в дд. В. Талице в 1901 г., Н. Талице в 1917 г., Бурдиной в 1910 г., в Комендантах в 1917 г., Ромашах в 1917 г., Грязновой в 1920 г. Все церковные школы с 1 сентября 1917 г. перешли в ведение земства, а затем и земские школы в ведение Единой трудовой школы РСФСР.

          Настоятелем церкви /1-й священник/ был Петр Стефанов Ташкинов 55 лет, из крестьян, 14 июня 1887 г. окончил курс в Благовещенской учительской семинарии, с 1887 по 1893 гг. состоял учителем в земских училищах, 6 января 1893 г. П.С. Ташкинов был рукоположен в сан диакона с оставлением в учительской должности, 11 марта 1901 г. рукоположен в сан священника к Усть-Качкинской церкви и назначен законоучителем местного земского училища. Павловский, Одуйская гора 1905 год. Проводы отца Евгения Лескова. Евгений Лесков  запрещен в священнослужении за политические взгляды и агитацию.

          С 1903 по 1914 г. был перемещен к церквям:  Кольцовской, Сылвенский, Верх-Мечинской и 21 августа 1914 г. по 7 июля 1920 г. состоял сверхштатным священником к Градо-Пермскому Петропавловскому собору и законоучителем Стефановского город. училища. 19 /1/ сентября 1921 г. был назначен священником на 1-ю вакансию к Петропавловской церкви.

          Вторым священником был Александр Иоаннов Бирилов 49 лет, родился в Майкорском зав. Усольского у. 1 сентября 1873 г. в семье протоиерея. Окончил курс в Пермской духовной семинарии в 1896 г. С 24 октября 1896 по 15 июня 1919 г. состоял священником при церквях с. Сайгатского Осинского у., Кривецкой Пермского у., Полазненского Пермского у., Таборы. Оханского у. Во время прохождения священнических обязанностей он был законоучителем и заведующим в церковно-приходских школах грамоты и земских училищах. С 15 июня 1919 по 14 ноября 1919 г. состоял священником лазаретов и городских больниц в г. Павлодар Семипалатинской губ.  и т.д. С 14 ноября 1919 по 1 апреля 1920 г. в духовной службе не состоял. 12 марта 1922 г. определен священником на 2-ю вакансию к Петропавловской церкви.

          Штатным диаконом при Петропавловской церкви состоял Леонид Николаевич Порфирьев 29 лет, родился в Павловском зав. 7 марта 1893 г., в семье священника. 14 июня 1909 г. Порфирьев кончил курс в Пермском дух училище с правом поступления в духовную семинарию. 26 января 1910 г. Преосвященным Палладием определен псаломщиком к Крестовой церкви Пермского Архиерейского дома, где был до 8 июня 1910 г. Затем Порфирьев был определен псаломщиком к церквям Покровской с. Верх-Нердвинского, Петропавловской с. Таборы Оханского у.; во время службы состоял он учителем пения и и.д. законоучителя; в 1913, 1915 гг. посещал миссионерские и певческие курсы в Перми. 31 августа 1919 г. сдал экзамен на диакона и 6 сентября был рукоположен в диаконы к Петропавловской церкви зав. Павловского.

          С рабочими завода священномученик Петр Кузнецов (слева). На заднем плане первый деревянный храм святых апостолов Петра и Павла. В центре фотографии памятник царю освободителю Александру II, воздвигнутый на средства мастеровых и представляющий собой бюст на литом постаменте под ротондой, сферическая крыша которой была увенчана двуглавым российским орлом. Справа, за рабочими завода ведется строительство нового каменного храма св. апостолов Петра и Павла в Павловском. Псаломщиком в Петропавловской церкви служил Вас. Николаев. Курбановский 36 лет, родился в с. Никольском Сарапульского у. Вятской г. 21 февраля 1886 г. Образование получил в Вятской духовной семинарии. 12 августа 1907 г. определен псаломщиком в город Орлов к Казанско-Богородицкому собору Вятской епархии до 1 августа 1913 г., затем поступил в Балезинскую 2-классную школу. 15 июня 1915 г. назначен учителем в Петропавловское высшее начальное училище. С 26 марта 1916 г. мобилизован на военную службу. В Красной армии состоял в должности делопроизводителя в окружном военно-хозяйственном управлении. 26 июля 1921 г. демобилизовался. 5 августа 1921 г. назначен учителем в Острожскую школу 1-й ст., 22 июня 1922 г. определен псаломщиком в 1-й штат Петропавловской церкви.

          Вторым псаломщик в сане диакона служил уроженец Очерского завода Мих. Иоаннов Бурдин, 46 лет, род. 20 ноября 1876 г., из крестьян. Образование получил в Очерском 2-х классном училище. С 1 октября 1915 г. по 1 января 1916 г. состоял практикантом при Крестовой церкви Пермского Архиерейского дома; с 23 мая 1918 по 29 октября 1921 гг. состоял вр. и.д. псаломщика при Петропавловской церкви Павловского 29 октября /11 ноября по н.ст./ 1921 г. определен штатным псаломщиком, 22 ноября 1922 г. сдал экзамен на диакона, 27 ноября 1922 г. был принят в духовное звание с посвящением в стихарь и рукоположен в сан диакона на псаломщическую вакансию.  

Обновленческий раскол.

     В 1920-е гг. среди членов причта Петропавловской церкви разгорелся нешуточный конфликт, ставший своего рода отражением борьбы староцерковнического и обновленческого движений в русской православной церкви в Советской России.  12 сентября /дата приведена по н.с./ 1923 г. бывший псаломщик Заводо-Павловской церкви В.Н. Курбановский сообщил в Пермское Епархиальное управление синодальной церкви о том, что он оставляет службу при Заводо-Павловской церкви Оханского у. В связи с этим он счел необходимым сообщить некоторые сведения о личности диакона-псаломщика М. Бурдина, который, по его мнению, являлся «главным виновником вражды и всякого зла, царящих до сих пор в духовном мире Павловского завода».

          «Будучи человеком с грубым характером, гордым и властолюбивым», – Бурдин, по его словам – имел «склонность составлять про своих сослуживцев различные небылицы и обходится с ними дерзко, агитируя среди прихожан, порождает в них вражду против пастырей, могущую перейти подчас чуть ли не в кулачную расправу». Он приводит пример, бывший со священником  А. Бириловым, по адресу которого 20 июля по случаю не разрешения им собрания в церкви из-за отсутствия разрешения из уезда, раздавались возгласы в храме: «Мы выбросим его и т.д.». Еще один пример, случившийся непосредственно с ним /Курбановским/ бывший после разговора с Бурдиным: «Я обличил его в подстрекательстве прихожан на приходском собрании, тогда один из членов собрания, приятель Бурдина. поднося к моему лицу кулак, дерзко кричал: «Я тебе морду, разобью, за то, что ты обижаешь нашего Михаила Ивановича…».

          Далее Курбановский приводит примеры недостойного поведения Бурдина, когда в ноябре 1922 г. он, придя в церковь пьяным, позволял себе выражаться в амвоне неблагопристойными словами, не мог венчать свадьбу и был выведен из храма. Далее Курбановский пишет, что «не успел приехать в завод священник Григорий Стариков как Бурдин успел и его возбудить против остальных членов причта».

          Курбановский пишет, что «Окружив себя дружками и приятелями, из которых большинство членов церковного совета, он чувствует себя хозяином в приходе. Он и его собутыльники играли главную роль при увольнении священника Бирилова и меня. Не найдя достаточной причины к сокращению штатов, они на приходском собрании мотивировали свое постановление, нынешним недородом, не дающим возможности содержать два причта, причем самое сокращение было произведено неправильным порядком: уволены священник и псаломщик /из 2-го штата/».

          Курбановский пишет, что добившись своего Бурдин в «настоящее время предпринял поход против диакона, надеясь занять его место: «Я говорит должен служить здесь … и я своего во что бы то ни стало все-таки достигну». В заключение Курбановский сообщает, что, будучи староцерковником Бурдин является противником обновления и нынешнего Епархиального управления.

          12 сентября /н.ст./ 1923 г. псаломщик В. Курбановский сообщает о том, что не может служить с Бурдиным, т.к. «эта личность, по моему мнению, не терпима на службе в духовном мире». Далее он сообщает, что более подробные сведения о положении в Павловской церкви опишет в своем письме бывший диакон Петропавловской церкви Л. Порфирьев.  Курбановский сообщил, что он оставляет свою должность, но, не желая оставить вовсе духовную службу, просил разрешения служить в Мыльниково, в бедном и глухом месте.

          11 сентября 1923 г. бывший диакон Петропавловской церкви Леонид Порфирьев начал свое письмо /вернее сказать исповедь/ словами «Всякому терпению бывает свой придел». «Все несчастья и лишения которые Бог в течение 13 лет службы в духовном ведомстве и в семейной жизни я перенес терпеливо и безропотно, никому не говоря ни слова».  

          Далее Порфирьев пишет о современном положении церкви: «Нет, кажется нигде такого прихода, где бы духовенство могло спокойно, дружной, единой, духовной семьей заниматься устройством новой приходской жизни.  … Иной раз, справедливо нас гонят, потому что мы сами часто являемся себе врагами. Желая выслужиться перед приходом, пользуясь переворотом в духовной среде, мы стараемся заглушить зов нас к новой лучшей справедливой духовной жизни, сея смуту в своем приходе: не подчиняясь новым распоряжениям Священного Собора 23 года. …  Вы, Сами прекрасно знаете, и безусловно больше меня, что творится в тех же Оханском и ближайшем к нему Осинском уездах. А когда то бурно и активно кричали, и агитировали о том, что нужно сплотиться в одну дружную духовную семью и в результате, что получилось?»

          Далее Порфирьев сообщает о том, что «диакон Бурдин со своими приверженцами позволяет себе оскорбления священноцерковнослужителей, грубыми выходками и наглой клеветой … в состав приходского совета входят лица, совершенно не соответствующие своему назначению».    Порфирьев пишет: «Я не слыхал еще таких грубых оскорблений, ни от окружного, ни от епархиального начальства, я ни одного раза еще не получал выговора, кроме только благодарностей и поощрений, а тут какой-то Бурдин, игнорируя духовенство, хотя и сам к сожалению диакон, вздумал наносить мне оскорбление, только потому что я стою за правду, преследую его клевету, ложь и самочинства».

          Порфирьев сообщает в этом письме некоторые биографические данные о диаконе М.И. Бурдине: «Диакон Бурдин, по происхождению крестьянин, родился в сем заводе от девицы, по несчастью слепой, каковая находилась в незаконном сожительстве с мастеровым Павловского завода Василием Гусевым …   Почти с детства, пробиваясь с Христовым именем, он был слишком груб и нахален. Но свет не без добрых людей! Мир помог ему выбиться в люди, выучиться, поступить на работу в завод, был на военной службе, а потому поступил в приказчики к строителю сего каменного храма, бывшему в то время церковным старостой Андрею Максимовичу Каменских, который имел в то время не одну лавку с железными изделиями. И вот состоя приказчиком в одной из таковых лавок, он начал, как говорит Каменских, нагревать свои руки, доказывать свой характер и самочинствовать. И один раз дошел до того, что самого хозяина выгнал из лавки, чуть ли не взашей. … Бурдин на этой службе старался уронить авторитет Каменских, считая его бестолковым хозяином. Таким образом, нажив себе малую толику, Бурдин, вместо того, чтобы помочь Каменских в трудную годину, сам же над ним и смеялся. Вот значит как он умеет уважать людей, которые дали ему возможность существовать на первое время…».  

          Порфирьев замечает, о том, что такие люди появились в предреволюционное время и сумели пробиться к власти во время революции: «И вот такие-то людишки лезут в духовную сферу с целью подорвать авторитет последних. Умеют льстить, наговаривать массу любезностей, а сами тайком творят свое темные делишки. Нам, воспитанным в духовной семье, подчас нет и места, и слова нельзя сказать, а таким пройдохам и пронырливым людям как Бурдин … все возможно, все с рук сходит, сумеет выйти сухим из воды. Да это прямо Бич Божий! Он разгонит всех здесь, поставит на своем и все-таки будет прав».

          Далее Порфирьев пишет, что Бурдин «на службу был допущен в 1917 г. в качестве вр. и. д. псаломщика, по инициативе бывшего настоятеля церкви священника П. Прощекальникова. Поступление его на службу не особенно нравилось прихожанам Павловской церкви. Много было по этому поводу разного шума, когда его уже приняли на службу: «Это ничего доброго не будет у наших попов!».  Горький опыт доказал на деле, что так и есть. … Его самодурство доходило до высшего апогея. На замечания, делаемые ему иерархами, он отвечал грубостью, такой какой я еще не слышал ни разу. … Все меры были приняты чтобы вытянуть человека в люди, сделать его духовным собратом, но ничего не вышло. День ото дня он становился невежественнее и самолюбие росло в нем. Я сначала смотрел на все эти явления поверхностно … успокаивал себя, что все это пройдет, все перемелется мука – будет, но на деле получилось иначе. …. Когда я помог ему по службе, он вместо благодарности, меня же начал и позорить, не только меня, но и моего покойного отца».

          Ознакомившись подробно со своими обязанностями и получив некоторые познания в богослужении Будрин, начал грубить и прихожанам. В своем письме Порфирьев приводит многочисленные примеры, когда Бурдин настраивал членов причта друга на друга, и прихожан против члена причта.

          В заключение Порфирьев пишет, что «в настоящее время приход наш распался благодаря несправедливым укорам этого Бурдина и Приходского Совета, попавшего под его влияние».  

          2 февраля 1924 г. Приходское собрание Петропавловской церкви по вопросу о выборе 2-го штата определило: добиваться второго штата но с тем условием, чтобы таковой был с соответствующим документами всех правил православной церкви; по вопросу о выборе штатного диакона было решено просить назначить диакона взамен бывшего диакона Порфирьева, в связи с его увольнением по причине двоеженства.

          Вероятно, в середине 1920-х гг. православная община при Петропавловской церкви раскололась на приверженцев обновленческой и староцерковной церкви. 3 февраля 1926 г.  Церковно-Приходской Совет Петропавловской церкви зав. Павловского сообщил в Пермское Епархиальное Управление синодальной церкви о том, что постановлением общего собрания прихода от 3 января единогласно было решено «Московское Синодальное правление Русской православной церкви признать полномочным и законным, и присоединиться к Пермскому Епархиальному управлению. А Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия просить принять нас в свое Архипастырское водительство».            Согласно постановлению того же собрания было решено пригласить Архиепископа Сергия для служения в храме, с целью поднятия религиозного духа в приходе, совместно с о. протоиереями Булдыгиным и Долгих для проведения духовных лекций /бесед/. желательно было бы посещение Архиепископа в любой воскресный день по Вашему усмотрению.

          21 января 1926 г. с Очерским РИКом был заключен договор на пользование храмом в заводе Павловском и приписную церковь в д. В. Талица, и часовни д. Бурдиной, смежной с заводом и Н. Талице, Ромашах и Комендантах. В договор не внесена 1 часовня в д. Бронниках в 5-6 верстах от завода.  …

          Церковно-приходской Совет сообщил о том, что «Положение в приходе спокойно, публичных выступлений открыто, против обновления нет. В настоящий момент причт при нашем храме состоит из священника Анатолия Алексеевича Леухина и псаломщика бывшего диакона двоеженца Леонида Николаевича Порфирьева. Прежний состав причта был: 2 священника, диакон на псаломнической вакансии. Состав Церковного совета: из 13 человек, включая и причт,  председатель священник Леухин, его зам. из мирян, рабочий, староста, служащий – торговец, зам. его крестьянин, секретарь псаломщик Порфирьев. В будние дни посещение храма молящимися умеренное. В воскресные дни уменьшение молящихся не так заметно. По воскресным вечерам служится вечерня с акафистом Божьей Матери перед иконой, молящихся бывает до 50 человек.

          Дело успокоилось бы скоро, если бы не осталось староцерковной общины, а главное священника Старикова и диакона – псаломщика Сыромотина. Они сильно запугивают массу обновлением. Хотя в настоящее время от требоисправления как будто уклоняются».  

          17 января 1927 г. Пермское Епархиальное Управление сообщило в Москву в Симоновское Троицкое подворье, где располагался Синод обновленческой церкви на имя протоиерея о. Булдыгина о том, что распоряжением Пермского окрисполкома Павловская церковь была передана тихоновцам / видимо часть церкви, не используемая/ отделен переборкой боковой неосвященный и необорудованный придел.          1 декабря 1927 г. Церковно-приходской совет Павловской синодальной церкви сообщил заведующему юридическим отделом при Пермском епархиальном управлении о возвращении Петропавловского храма в ведение православной общины обновленцев.

          9 мая 1928 г. Церковно-приходской совет Заводо-Павловской синодальной церкви рапортом в Пермское Епархиальное управление сообщил, что «В виду частых случаев краж, как в окрестных селениях, так и в самом в самом зав. Павловском Церковный Совет предпринял ряд предосторожностей по церкви как-то: отремонтировал входные двери храма, исправлены прежние и добавлены новые затворы к ним, а также навешены к некоторым ящикам замки и затворены более или менее ценные предметы церковного обихода. В связи с этим председатель Церковного Совета нашел нужным сделать поверку всему церковному имуществу. С этой целью 2 мая 1928 г. в храм собрались священник Иоанн Чесноков, председатель Церковного Совета В.В. Пискунов, член ревизионной комиссии А.В. Пономарев и дьякон Порфирьев. Они произвели ревизию всему имуществу, причем выяснилось отсутствие некоторых вещей. По окончании ревизии все шкафы и ящики были вновь затворены на замки, а ключи были взяты председателем Церковного Совета. Для отчета деятельности, как приходского совета, так и ревизионной комиссии был назначено приходское собрание на воскресный день 6 мая.

          Со дня ревизии и дьякон Порфирьев на службу и на собрание не приходил, прислав собранию две записки, объясняющие его: в адрес собрания «с 1 мая с.г. я снял с себя обязанности, как члена причта означенной церкви, так и секретаря общины, о чем мной уже донесено в Пермское Епархиальное Управление» и на имя священника «с 1 мая с.г. прошу меня не считать членом причта означенной церкви. Об устранении меня от занимаемой должности сообщено в Пермское Епархиальное Управление». В виду этого на собрании возник вопрос кто и когда устранил диакона Порфирьева от должности, и если он 2 мая все же участвовал в ревизии, а обязанности дьякона снял с себя 1 мая, то он уже самую ревизию не имел права войти в состав ревизионной комиссии.

          Закрытие Петропавловской церкви в конце 1930 – нач. 1940-х гг.  

В 1934 г. местная власть предприняла первую попытку закрыть Петропавловскую церковь, и только, по приказу Свердловского Облисполкома, куда прихожане обратились за защитой, церковь была открыта.                                                                                                                Петропавловская церковь в п. Павловск Очерского района, – по сообщению Е.Н. Шумилова, – перестала действовать в декабре 1939 г., была закрыта 31 марта 1940 г. и отдана ремесленному училищу № 26.

          В апреле 1940 г. священник Петропавловской церкви Жданов отказался от службы, мотивируя свой отказ старостью, и 3 марта 1941 г. /?/ Павловский пос. сов. деп. труд, церковь «припечатал, мотивируя, тем, что церковь закрыта для производства ревизии». Несмотря на неоднократные просьбы прихожан, никакой ревизии не производил, и церковь не открывал, ссылаясь друг на друга Павловский пос./совет на Очерский рай./совет, а райсовет на Павловский п./с.

          20 октября 1940 г. Церковный Совет Павловского православного религиозного общества в п. Павловск Очерского р-на Молотовской области направил ходатайство об открытии церкви в Президиум Верховного Совета СССР, сообщив: «Комиссия Павловского пос. совета, решив произвести поверку имущества Павловской православной церкви, не докончила, ее т.к. «нашла себя … не сведущей произвести проверку, ввиду того что не знает названия предметов, номера вещей не сходятся, по ее мнению, с номерами описи»  /из акта/  решила церковь припечатать «до создания новой, более компетентной комиссии».       

          11 марта с. г. /1940/ церковь была припечатана. Прошло уже более ½ года как церковь стоит опечатанной. Поверка церковного имущества не оканчивается, хотя времени бы для этого потребовалось не более 2-3 часов, а помочь в этом комиссии могли бы работающие на производстве в Павловске бывшие служители культа, которые, конечно знают названия предметов. О создании новой «компетентной комиссии» ничего не известно.  

          Верующие крайне нуждаются в церкви, желая молиться, а церкви ни в нашем, ни в окружающих районах нет. У нас еще в 1918 г. была взята старая церковь, занимаемая теперь артелью «Жестянщик».

          Настоящая церковь построена нами – личным трудом и средствами – в 1917 г., а два ее придела еще не докончены устройством.

          Церковный совет и отдельные верующие многократно обращались в Павловский пос. совет с просьбой открыть нам церковь, но получали отказ. В Очерском райисполкоме, куда мы тоже много раз обращались за содействием в открытии церкви, нам никакой помощи не оказали. Молотовский облисполком на наше ходатайство об открытии церкви никакого ответа не дал.

          Мы знаем, что по закону о культах, опечатание молитвенных зданий, до расторжения договора с религиозным обществом, не допускается, между тем, наша церковь запечатана без всякого повода и тысячи верующих не имеют возможности отправлять свои религиозные нужды. Павловский пос. совет уже второй раз припечатывает нашу церковь. В 1934 г. без всяких оснований припечатал церковь, и только, по приказу Свердловского Облисполкома, куда мы тогда были вынуждены обратиться за защитой, церковь была открыта. Теперь новый пос. совет стремится лишить нас церкви. Убедительно просим  Президиум Верховного Совета СССР сделать зависящее распоряжение о снятии печатей с нашей церкви, чтобы верующие могли беспрепятственно молиться».

           Согласно докладной записке Исполнительного Комитета  Очерского райсовета 4 марта 1941 г. за № 280 на имя Председателя Молотовского Облсовета Горюнова: «Весной 1940 г. / 17 апреля/ специально созданная техническая комиссия тщательно обследовало здание Павловской церкви на предмет пригодности его к дальнейшей эксплуатации, причем выяснилось, что для того, чтобы использовать здание дальше, необходим ремонт здания, в сумме 21.804 руб.

После чего председателю церковного совета Бояршинову было предложено в течение 1 ½ срока провести ремонт церковного здания, и предложено было сообщить какими денежными средствами и строительными материалами располагает община верующих для производства ремонта.

          Представители общины – председатель Церковного Совета Бояршинов и казначей Рудометов, в официально выданной Райисполкому подписке сообщили, что община имеет наличных денег 5 руб. и хранящихся на сбережении 23 руб., всего 28 руб., никаких запасов стройматериалов у общины не имеется.

          Поэтому Райисполком санкционировал ранее вынесенное решение Павловского пос./совета о запрещении общине верующих использовать церковное здание впредь до производства ремонта.

          Райисполком докладной запиской от 5 мая 1940 г. просил Облисполком разъяснить: правильно ли он поступает, запретив использовать церковное здание до производства ремонта, на что 16 мая 1941 г. за № 19/41 получили ответ, что РИК поступил правильно, и что необходимо продолжить массово-разъяснительную работу за закрытие церкви и передачу ее здания под культурно-бытовое учреждение.

          6 ноября 1940 г. нами был доставлен в Облисполком материал /решения общих собраний граждан п. Павловск, решение Райисполкома о закрытии Павловской церкви/ лежал в Облисполкоме без движения до 2 января 1941 г. После этого мы по запросу Облисполкома доставили доп. материал по этому делу, и опять материал о закрытии Павловской церкви лежал в Облисполкоме без движения. За все время группа верующих исписала много бумаги для жалоб в областные и центральные организации о якобы неправильных действиях пос. совета и Райисполкома, и ничего не сделала в смысле ремонта церковного здания.

          Учитывая, что Павловская церковь фактически закрыта на ремонт с декабря 1939 г., и что рассмотрение материала о ее закрытии сильно затянулось, Очерский РИК м Облисполком ускорить рассмотрение этого дела, или указать РИК, что дальше делать с Павловской церковью, т.к. община верующих не намерена серьезно ремонтировать здание, а только хищнически использовать его до момента приведения в полную непригодность».

          31 марта 1941 г. Решением Исполнительного Комитета Молотовского областного совета депутатов трудящихся № 471 «О закрытии Павловской церкви Очерского р-на Молотовской области». «Ходатайство граждан раб. пос. Павловск и Исполнительного Комитета Очерского Райсовета о закрытии церкви в раб. пос. Павловск Очерского р-на удовлетворить. Здание церкви передать в распоряжение Очерскому РИК с использованием под школу ФЗО».

          18 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета РСФСР (прот. № 13) «О закрытии церкви в раб. пос. Павловском Очерского р-на Молотовской обл.». Решение Исполнительного Комитета Молотовского областного совета депутатов трудящихся от 31 марта 1941 г. № 471 «О закрытии Павловской церкви Очерского р-на Молотовской области» утвердил. Здание церкви разрешено было передать Исполнительному Комитету Очерского районного совета депутатов трудящихся для переоборудования под школу ФЗО. 

          20 июля 1943 г. Исполнительный Комитет Молотовского областного совета депутатов трудящихся сообщил по ходатайству верующих православных христиан Петропавловской церкви Павловского пос. Очерского р-на Молотовской области на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Калинина М.И.: «Сообщает, что церковь в раб. пос. Павловск закрыта по ходатайству граждан раб. пос. в полном соответствии с существующими законами. Новых обстоятельств к пересмотру решения о закрытии Павловской церкви Исполнительный Комитет областного совета депутатов трудящихся не находит. 11 января 1944 г. было подано новое заявление от верующих православных христиан Петропавловской церкви Павловского пос. Очерского р-на Молотовской области следующего содержания: «К сведению Вашему сообщаем, что наш храм построен в 1914 г. исключительно силами и средствами прихожан Павловского завода совместно с гражданами окружающих деревень в течение 17-ти лет … и богослужение производилось до марта месяца 1940 г.

          В марте 1940 г. священник Жданов Ал-др не согласуясь с верующими, сдал свои права на производство богослужения в Очерский РИК, от службы отказался, мотивируя старостью. Павловский пос. совет и Очерский Райсовет другого священника взять, не разрешили и церковь припечатали.

          Когда наши верующие обратились в пос. совет  за разъяснением, на каком основании припечатали церковь, им сказали, что церковь опечатана для производства ревизии, но проходили недели и месяцы, и никакой ревизии не производилось, и церковь не открывали.

          В июле 1940 г. Очерский РИК была создана комиссия, которая составила акт о необходимости ремонта здания церкви: обелка стен изнутри и вставка выбитых хулиганами стекол, несмотря на то, что верующие просили разрешения сделать ремонт собственными силами Райисполком разрешения не давал и церковь не открывал.

          В октябре 1940 г. Павловским пос./советом производились общие собрания всего населения, … где ставился вопрос о закрытии церкви. На этих собраниях некоторые агитаторы партийцы застращали граждан, высказавшихся против закрытия церкви: «хоть сколько голосуйте, Мы все равно вашу церковь отберем!». Все же на собраниях голосовали за закрытие церкви – большинство, хотя точных результатов голосования никому объявлено не было. В ноябре месяце Очерский РИК окончательно постановил отобрать нашу церковь …».

          24 января 1944 г. в новом прошении об открытии церкви для богослужений верующие православных христиан Петропавловской церкви Павловского пос. Очерского р-на Молотовской области в областной совет мотивировали, тем, что «храм наш в настоящее стоит закрытым, т.е. взят местными властями и использован для школы ФЗО, но взят без нашего согласия.

      7 ноября 1944 г. Очерский Райисполком сообщил на запросы Уполномоченного Совета по делам Русской Православной церкви при СНК СССР по Молотовской области от 3 февраля 1944 за № 28 и 8 апреля 1944 г. за № 84 о том, что: «Ходатайство верующих об открытии в Павловске церкви является делом личной инициативы отдельных граждан п. Павловск, так называемых группы верующих в п. Павловск не зарегистрировано.

          Здание бывшей Павловской церкви передано для использования Ремесленному училищу № 26, которым переоборудовано под учебное здание и в нем размещены: слесарное отд-е на 102 раб. места, где проходит обучение 7 слесарных групп – 219 человек; механическое отд-е /6 токарных станков, 2 сверлильных стана, 2 фрезерных, 1 пилонасечный станок/ на котром проходят обучение 30 токарей; столярная мастерская; инструментальная кладовая, технический кабинет, военно-физкультурный кабинет, библиотека. Верхние надстройки – купола все снесены.

          Павловская церковь закрыта по настоянию граждан п. Павловск /891т чел., из имеющих право голоса 1153 чел. или 76,2%/ решением Исполнительного Комитета Молотовского Областного Совета депутатов трудящихся от 31 марта 1941 г. № 471 с указанием использовать ее под школу ФЗО. Это решение подтверждено постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1941 г. /проток. № 13/.

          Функционирующих церквей в п. Павловск, а также в окружающих деревнях Очерского р-на – нет. 

          Райисполком считает возвращение здания Павловской церкви группе верующих и изъятие его из ведения Ремесленного училища нецелесообразным.

          В декабре 1944 г. последовало  новое прошение верующих православных христиан Петропавловской церкви Павловского пос. Очерского р-на Молотовской области: «Наш  храм построен в 1914 г. исключительно силами и средствами прихожан Павловского завода совместно с гражданами окружающих деревень и напором местных властей закрытый в 1940 г.;  в настоящее время мы верующие, согласно постановлениям правительства и Сталинской конституции, просим возвратить…».

          5 февраля 1945 г. по запросу члена Совета по делам Русской Православной церкви при СНК СССР Уткина от 25 января 1945 г. № 251 Исполком Молотовского областного совета депутатов трудящихся сообщил, что церковь в раб. пос. Павловск Очерского р-на о которой ходатайствует группа верующих передана ремесленному училищу № 26. Последним здание церкви капитально переоборудовано под учебный корпус /механ. мастерские/ в которых обучается 321 человек. На основании вышеизложенного Облисполком не находит необходимости ставить вопрос о передаче церкви верующим, учитывая, что других зданий  в п. Павловск для размещения училища № 26 нет. 

           6 марта 1945 г. решением Исполкома Молотовского областного совета депутатов трудящихся № 151 по заявлению граждан раб. пос. Павловского Очерского р-на Бояршинова Григория Романовича и др. о передаче здания русской православной церкви в раб. пос. Павловском решил в связи, с тем, что церковь в раб. пос. Павловском  закрыта в 1941 г., решение о ее закрытии утверждено постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР, здание е капитально переоборудовано под учебный корпус ремесленного училища, и что ходатайство о передаче здания возбуждено по личной инициативе отдельных граждан, не имеющих полномочий от группы верующих или общины – ходатайство гр. Бояршинова Г.Р. и др. о передаче церковного здания в раб. пос. Павловском   отклонить.   

          1 апреля 1954 г. согласно докладу Уполномоченного Совета по делам Русской Православной церкви при Совета Министров СССР по Молотовской области в 1954 г. в  области было заметно значительное оживление религиозности и проявление интереса к церкви, как-то: в совершении всякого рода религиозных обрядов, посещаемости церквей, обращаются с устными и письменными  ходатайствами об открытии и расширении церквей. Были уполномоченные от групп верующих, ходатайствующих об открытии и расширении церквей с 1 января по 1 апреля 1954 г.: в частности представители Очерского р-на г. Очер и п. Павловск подали 2 ходатайства на открытие церквей.

          В 1990 г. Петропавловская церковь в пос. Павловский была передана верующим и в настоящее время церковь является действующей.

  •  
  •  
  •                     



 
Пермский край,Очерский р-н, п.Павловский, 617160, ул.Октябрьская,3, 8-34(278)3-37-15